И как будто по мановению волшебной палочки действие из северного лета перенеслось на жаркий Восток с беломраморными дворцами всемогущих султанов. Под ритмичную музыку и звон бубнов закружились прекрасные девушки в облаке воздушного яркого шелка. Они мигом приковали взгляды публики пластичным танцем. Каскад красивых поз, движения рук и пальцев, непривычная игра глазами, покачивание бедрами, мягкий звон колокольчиков. Двигались танцовщицы как бы сами собой, без малейшего напряжения. Покой посреди движения - характерная черта индийского танца.
Народный коллектив индийского танца «Рохини» из Апатитов стал экзотическим гостем на традиционных Саамских играх. После выступления девушек мы познакомились с руководителем ансамбля Людмилой Лучиной.
- «Рохини» в переводе с санскрита означает «сильная, яркая, красная звезда», - рассказывает Людмила Ивановна. - Название не случайно. Ведь дар истинной танцовщицы сродни талантам йогов, способных жаром своего тела на несколько метров растопить вокруг себя снег и лед. В основе того и другого - совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический танец даже превосходит йогу. Ведь у йогов задача - преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального танца - стать сосудом божественной энергии и привести к единению с высшими силами мироздания не только себя, но и зрителей. Здесь танцор выступает как великий экстрасенс, целитель души и тела.
Ансамбль «Рохини» - неоднократный победитель областных и всероссийских хореографических конкурсов, дипломант международного фестиваля индийского танца. Выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Швеции. В прошлом году «Рохини» был удостоен звания лауреата на всероссийском конкурсе индийского танца. А в 2002 году в Петербурге «Рохини» стал лауреатом дважды: апатитские девчонки исполняли бангладешский танец со свечами «Меритобл». Ансамблю подарили дорогое сари.
- Мой ансамбль существует уже восемнадцать лет, - говорит Людмила Ивановна. - Мы, пожалуй, в области единственный коллектив, танцующий индийские танцы: народные, классические и современные. Стараемся из каждого номера сделать яркое зрелище. Однажды выступала одна моя солистка в московском ТЮЗе. Она исполняла народный классический танец «Душа моя». Так даже гардеробщицы сбежались смотреть. Да что там, я сама была потрясена увиденным. Вообще публика российская любит больше зажигательные танцы. А классику воспринимает труднее. В Индии существует шесть стилей танца. Из них я знаю и преподаю три: брахаратнатьям, кучипуди и катхат.
Древнейший танец Индии - бхаратанатьям. Он приносит красоту, силу, здоровье, знание и духовность. Этот стиль считается наиболее древним, он является родоначальником многих классических стилей. В него входит около пятисот йогических поз. Кучипуди - это самая красивая и наиболее сложная форма танца. Здесь ведется повествование на сюжеты из индийского эпоса. Высший пилотаж в кучипуди - исполнение сложнейших ритмических композиций ногами, балансируя на краешке медного блюда и держа на голове кувшин с водой.
С помощью языка жестов, именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. А ладони, прижатые к груди, означают «я тебя люблю».
- Вот перед ловозерской публикой мы исполнили индийский народный танец «Долали». Там рассказывается: ах, эта проблема - долали. Где их достать, как заработать? Это танец о деньгах. Индийцы говорят долали, а не доллары, - объясняет Людмила Ивановна. - В индийском танце каждый жест - это рассказ. Но переводить, наверное, его не стоит, нескладно на словах получается. На языке танца все красочнее и органичнее.
Интересуюсь у балетмейстера: откуда такие знания и любовь к индийским танцам?
- Я занималась ими, когда жила в Азербайджане. Там при посольстве Индии были открыты курсы по национальному танцевальному искусству. Когда приехала в Кировск в середине восьмидесятых годов, из местного Дворца культуры попросили меня сделать танцевальный номер для концертной программы. С тех пор все и началось. Позже кировский ДК закрылся на ремонт, я пошла в апатитский организовывать кружок по индийским танцам. Помню, на первое занятие сразу пришли восемьдесят человек.
С тех пор в ансамбле «Рохини» у Лучиной занимаются более шестидесяти детей и около сорока пяти взрослых.
Танцовщицам от четырех до пятидесяти лет.
- Четыре группы у меня. И я одна на всех. За восемнадцать лет болячки появились, а помощника нет, - смеется Лучина. - Зато родители ребятишек помогают, спонсоры. Но костюмы сама шью. Однажды пришла в ателье, а там вместе с заказом попросили и эскизы. Пришлось сказать им до свидания и сесть самой за швейную машинку. Шью костюмы и Северной Индии, и Южной, одеяния для турецких и арабских танцев, которые мы тоже учим.
Многие специалисты считают, что восточные танцы лечат от диабета, гипертонии и различных форм артрита. Ритмичные движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы.
Лечебное свойство своих занятий Людмила Лучина уже испытала на кружковцах.
- Танец живота очень полезен для женского здоровья, - говорит она. - Он просто меняет женщину как внешне, так и внутренне. Танцем живота у женщины разрабатываются и укрепляются мышцы внутренних половых органов. Движения его задействуют практически все группы мышц, связанных с позвоночником. Даже самые глубокие, чего нельзя добиться никакими современными системами гимнастики. Это делает его более гибким, улучшает кровообращение и через нервы оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Одна моя ученица, взрослая женщина, десять лет лечилась от бесплодия. Начала заниматься танцем живота и забеременела. Теперь я крестная мама.
Людмила Лучина убеждена, что индийский танец не требует прирожденной гибкости и изнурительных ежедневных тренировок.
- Как этому научиться? Для начала не помешал бы музыкальный слух. А вообще, это искусство надо очень сильно любить. Без любви ничего не делается.
О. Феофанова
Опубликовано: Мурманский вестник. – 2004. – 12 июня. – С. 3.