Муниципальное автономное учреждение
«Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» (МАУ АГДК)

Размышления из преисподней

Как выглядит ад? Можно ли оттуда выбраться? Остаётся ли надежда на спасение по ту сторону жизни? Актуальные вопросы тем более в контексте разговоров о грядущем конце света.

Задуматься над ними заставили апатитчан народные артисты России Ирина Алфёрова, Андрей Соколов и молодая актриса кино Наталья Петрова. На сцене городского ДК они представили одну из наиболее концептуальных пьес Жана Поля Сартра.

Действо разворачивалось на фоне скудных декораций  пустой той комнаты с тремя закрытыми дверями и статуей посредине. В этой комнате по очереди появлялись то нервный молодой человек, то две встревоженные дамы. Выяснилось, что они - грешники, причём уже умершие: трус, рас¬стрелянный за дезертирство, и две убийцы. Постепенно зритель осознаёт, что комната без окон и зеркал есть не что иное, как ад. На глазах публики разворачивается туго закрученная авто¬ром спираль взаимоотношений. Фарс, трагедия, лирика и ироничный юмор - всё переплелось. Три незнакомых человека (писатель-пацифист Жозеф Гарсен, почтовая служащая Инес Серано и холёная аристократка Эстель Риг) становятся друг для друга смыслом и проклятием, целью и помехой, объектом вожделения и ненависти.

В этом аду нет сковородок, вертелов и котлов, нет палачей. Оказавшись на том свете, герои обмениваются воспоминаниями о прожитой жизни. Воспоминания не¬приятные, и персонажи с пафосом обвиняют друг друга, плачут, кричат и всячески терзаются муками. Довольно скоро они начинают ходить по кругу; спор - истерика - пауза, и опять по новой. Так Сартр изображает вечность, которая выглядит скучнее, чем банка с пауками.

«Кто мы друг для друга?» - вопрошают герои. Один из персонажей пьесы утверждает: «Ад - это другие люди».

Есть ли спасение от ада? К концу пьесы двери ада открываются... Однако персонажи предпочитают остаться в нём. Они соглашаются вечно мучить себя и друг друга.

По отдельным разочарованным вздохам в зале можно было догадаться, что многие зрители явно скучали: шли-то в основном на Алфёрову и Соколова и ожидали чего-то полегче, а кто-то и вовсе ушёл со спектакля.

- Как вы думаете, зритель готов к таким серьёзным постановкам? - спрашиваю у Андрея Соколова после спектакля в гримёрке (артист оказался очень любезным и обаятельным в общении).

- Думаю, да. Мы играем «За зарытой дверью» 13 лет, и гастроли с этим спектаклем расписаны на весь год. Пьеса заставляет людей задуматься.

- В чём, по-вашему, проблема героев?

- В том, что они не могут до конца искренне раскаяться. Они признаются друг другу в содеянных ими грехах, но ищут множество оправданий, обвиняют друг друга и продолжают мучиться от своих собственных страстей.

- Как вы оцениваете реакцию апатитчан?

- Очень тепло принимали нас. Спасибо. Несмотря на то, что у вас тут холода.

— В Апатитах вы впервые? В Мурманской области бывал, а об Апатитах много слышал. Кстати, даём спектакль ещё в Мурманске и в Полярных Зорях.

-Хватит ли сил, говорят, Ирина Алфёрова плохо себя чувствует? - Надеемся на лучшее. К сожалению, мы отравились несвежей едой в самолёте. Ирине пришлось перед выступлением даже пол капельницей лежать...

- По игре не скажешь...

- Мы выложились на все сто, несмотря ни на что. Важную роль играет приём, кстати. Бывает, усталость или недомогание вли¬яют на игру или даже неустроенность какая-то на «чужой территории». А у вас тут уютно и приятно. Я имею в виду ваш Дворец культуры. Прекрасная гримёрка, внимательные люди...

- Если вернуться к спектаклю, вы ведь выступаете в роли режиссёра и продюсера постановки «За закрытой дверью». А режиссурой давно занимаетесь?

- Закончил Высшие режиссёрские курсы, снял короткометражку «Фантазии на заданную тему». Это было в 1998 году.

- Есть планы на ближайшее будущее? Над чем сейчас работаете?

- Планы есть. Снимаем кино. Но я бы не хотел пока раскрывать задумки.

- Будем ждать новых работ на экране и... в Апатитах.

Н. Котляренко

Опубликовано: Хибинский вестник – 2012. - 20 декабря.