Задуматься над ними заставили апатитчан народные артисты России Ирина Алфёрова, Андрей Соколов и молодая актриса кино Наталья Петрова. На сцене городского ДК они представили одну из наиболее концептуальных пьес Жана Поля Сартра.
Действо разворачивалось на фоне скудных декораций пустой той комнаты с тремя закрытыми дверями и статуей посредине. В этой комнате по очереди появлялись то нервный молодой человек, то две встревоженные дамы. Выяснилось, что они - грешники, причём уже умершие: трус, рас¬стрелянный за дезертирство, и две убийцы. Постепенно зритель осознаёт, что комната без окон и зеркал есть не что иное, как ад. На глазах публики разворачивается туго закрученная авто¬ром спираль взаимоотношений. Фарс, трагедия, лирика и ироничный юмор - всё переплелось. Три незнакомых человека (писатель-пацифист Жозеф Гарсен, почтовая служащая Инес Серано и холёная аристократка Эстель Риг) становятся друг для друга смыслом и проклятием, целью и помехой, объектом вожделения и ненависти.
В этом аду нет сковородок, вертелов и котлов, нет палачей. Оказавшись на том свете, герои обмениваются воспоминаниями о прожитой жизни. Воспоминания не¬приятные, и персонажи с пафосом обвиняют друг друга, плачут, кричат и всячески терзаются муками. Довольно скоро они начинают ходить по кругу; спор - истерика - пауза, и опять по новой. Так Сартр изображает вечность, которая выглядит скучнее, чем банка с пауками.
«Кто мы друг для друга?» - вопрошают герои. Один из персонажей пьесы утверждает: «Ад - это другие люди».
Есть ли спасение от ада? К концу пьесы двери ада открываются... Однако персонажи предпочитают остаться в нём. Они соглашаются вечно мучить себя и друг друга.
По отдельным разочарованным вздохам в зале можно было догадаться, что многие зрители явно скучали: шли-то в основном на Алфёрову и Соколова и ожидали чего-то полегче, а кто-то и вовсе ушёл со спектакля.
- Как вы думаете, зритель готов к таким серьёзным постановкам? - спрашиваю у Андрея Соколова после спектакля в гримёрке (артист оказался очень любезным и обаятельным в общении).
- Думаю, да. Мы играем «За зарытой дверью» 13 лет, и гастроли с этим спектаклем расписаны на весь год. Пьеса заставляет людей задуматься.
- В чём, по-вашему, проблема героев?
- В том, что они не могут до конца искренне раскаяться. Они признаются друг другу в содеянных ими грехах, но ищут множество оправданий, обвиняют друг друга и продолжают мучиться от своих собственных страстей.
- Как вы оцениваете реакцию апатитчан?
- Очень тепло принимали нас. Спасибо. Несмотря на то, что у вас тут холода.
— В Апатитах вы впервые? В Мурманской области бывал, а об Апатитах много слышал. Кстати, даём спектакль ещё в Мурманске и в Полярных Зорях.
-Хватит ли сил, говорят, Ирина Алфёрова плохо себя чувствует? - Надеемся на лучшее. К сожалению, мы отравились несвежей едой в самолёте. Ирине пришлось перед выступлением даже пол капельницей лежать...
- По игре не скажешь...
- Мы выложились на все сто, несмотря ни на что. Важную роль играет приём, кстати. Бывает, усталость или недомогание вли¬яют на игру или даже неустроенность какая-то на «чужой территории». А у вас тут уютно и приятно. Я имею в виду ваш Дворец культуры. Прекрасная гримёрка, внимательные люди...
- Если вернуться к спектаклю, вы ведь выступаете в роли режиссёра и продюсера постановки «За закрытой дверью». А режиссурой давно занимаетесь?
- Закончил Высшие режиссёрские курсы, снял короткометражку «Фантазии на заданную тему». Это было в 1998 году.
- Есть планы на ближайшее будущее? Над чем сейчас работаете?
- Планы есть. Снимаем кино. Но я бы не хотел пока раскрывать задумки.
- Будем ждать новых работ на экране и... в Апатитах.
Н. Котляренко
Опубликовано: Хибинский вестник – 2012. - 20 декабря.