Муниципальное автономное учреждение
«Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» (МАУ АГДК)

Нужна ли нам черная краска?

(Беседа с руководителем Галереи «М» И. Чайковским)

Продавая свою картину, художник продает кусок собственной жизни, - утверждает руководитель галереи Игорь Чайковский. Как оценить в дензнаках свои моральные взлеты и падения, томления и радости души? Как объяснить зрителю, где "кусок жизни", а где - штамповка ради заработка? И почему работа маленькой художественной галереи настолько зависима от развития огромного государства?

На волне…

Галерея «М» возникла в Апатитах в самый "голубой" период нашей постперестроечной жизни. Раньше у художников не было возможности выставляться, а о торговле вообще речи не шло. Организовали частную галерею Игорь Клюшкин, Александр Терещук и Игорь Чайковский.

Тогда, в 91-м, нашли спонсоров, поддержал идею и мэр города Евгений Вайнштейн, отдел культуры выделил помещение. И - зажили! Каждая выставка в Галерее «М» была как выстрел в самое сердце: поражала насмерть.

- Мы первые два года были материально независимы, платили сотруднику зарплату, я сам тогда жил нормально, занимаясь только творчеством, - вспоминает Игорь Чайковский. - Помимо благоприятной финансовой обстановки, начался взлет русской волны, нас покупали иностранцы. Мы тогда по нескольку раз в год выезжали в крупные города, показывали работы за рубежом, были в Британии, Германии, Скандинавских странах.

Деньги

- Игорь, были у вас за 10 лет финансовые кризисы?

- Да, был один. И сплошной. Мы перестали быть частниками и перешли в отдел культуры. И начались проблемы, даже не лично наши, а вообще в государстве. Галерея с тех пор регулярно умирает и возрождается. Пока мы не найдем способа постоянно зарабатывать - будем в сложном положении. Денег нам нужно не так уж и много, можно поискать какие-то частные вливания, но... хочется стабильности.

Раньше легче было, лазеек больше. Сейчас жизнь жестче. Все вроде хотят помочь, но... в культуре вообще сокращение финансирования тотальное, а Галерея «М» в ней - не номер один.

Имена …

- За 10 лет галереи какие имена вам больше всего запомнились?

- Ирина Ситдикова - ворвалась, как ураган, двумя роскошными персоналками. Ее сразу приняли на ура.

Илья Травин - новое имя. Он пришел сам, после статьи в газете. Очень ярко выступил.

Коля Завертайло запомнился. У него, на мой взгляд, достаточно формальные работы, но он обладает коммерческой жилкой и неплохо живет.

Ольга Наумова - удивительный художник, постоянно растет, изменяется. Очень жестко к себе относится.

Дима Малышев, конечно... Он писал килограммами и километрами. Экспериментировал и продолжает.

- Вы его эксперименты приняли сразу?

- У меня с ним было много разногласий. Ведь он умудрялся при такой пластичной живописи, изяществе формы, массе идей так небрежно относиться к работам, писал эмалью половой и акриловыми красками (это значит, что через год работа "растворяется" на холсте), нарушал все возможные технологии.

Почему упало?

- А почему в галерее в последние несколько лет так остро ощущается недостаток творческих новинок и зрительского интереса?

- Такой упадок абсолютно естественен, - объясняет Игорь. - После любого подъема бывает спад. Когда стало можно писать и продавать всё и везде, вагонами стали писать ширпотреб, штамповки. Претензий было в сотни раз больше, чем настоящих работ.

Вот и у зрителей - чем дальше, тем меньше интереса. Наш контингент - еще со времен застоя: Академия, трест, Гражданпроект. Мы всех знали в лицо. Как пятница - они все у нас. А потом многие из них потеряли работу, деньги, уехали. А у молодежи интерес прикладной: что сколько стоит...

- Стагнация государства, его давление не вернут ли нас на позиции 60-х, не спровоцируют ли новый взрыв творчества?

- А как же! Если будут "не пущать" - народ активно начнет сопротивляться. Ведь когда стало все можно, сразу возник вопрос: "А что делать?". Вокруг происходит что-то интересное, идеи есть, но... каждый желает "делать вечное". А как только появляется претензия на гениальность - все, творчеству труба.

Внутри себя …

- Не отражается ли стремление прокормить семью, работать в других областях на творчестве художника?

- Совместить, например, бизнес и живопись без ущерба для чего-то одного - невозможно. Картины на пустом месте не возникают, с какой бы показной легкостью художник к ним ни относился. А если у тебя масса проблем - личных, моральных, денежных, то какой из тебя живописец? Тут черной краски не хватит...

- И как же быть?

- А об этом надо думать лет в 16, когда ты в начале пути. Нужно сказать себе: у меня не будет никаких других ответственностей, кроме ответственности перед искусством.

Понимаешь, нигде в мире художники как сыр в масле не катаются. Но там есть социальная поддержка, постоянные выставки (то есть возможность продать работы), постоянные заказы, приносящие деньги, чтобы потом год не работать, а писать. Им оплачивают материалы и мастерские. Это и в СССР было, если ты официальный художник. В России сейчас нет социальных институтов, которые могут помочь творческому человеку. Современные поэты - где они? Читаем то, что кто-то смог издать за свой счет...

Куда пропали посиделки?

- Да, их все вспоминают с ностальгией. Наверное, жизнь изменилась, возраст, материальные сложности у всех... Есть идея клуба, но это пока чистой воды прожект.

Вот на 10-летии сели, поговорили, обсудили новые выставки. Нам новые художники нужны. Или - старые, но с новыми идеями. Это - первый шаг, который надо сделать. А пока ноешь, просишь - никакой отдачи, никто не будет заранее стимулировать твое творчество, пока ты сам ничего не предложишь.

Н. Чернова

Опубликовано: Дважды два. – 2002. – 18 января. – С. 5.