Муниципальное автономное учреждение
«Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» (МАУ АГДК)

«Нам не хватает теплоты!»

Альбина Викторовна Бережная, директор Апатитского Дворца культуры:

«Нам не хватает теплоты!»

Дворец и придворные дела

Надо отдать должное тресту «Апатитстрой»: в свое время он отстроил в Апатитах замечательный Дворец культуры - большой, светлый, просторный. Правда, Дворец тогда и принадлежал тем, кто его создал (хотя занимающимся в дворцовых кружках и коллективах это не особенно бросалось в глаза). Культурные мероприятия в ДК тоже, стало быть, были «строительные». Кто платит, тот и музыку заказывает.

Кстати, о музыке. Совсем недавно - в середине восьмидесятых - перед тем, как провести в зале ДК дискотеку, из профсоюза строителей приезжала проверяющая. Она прослушивала песни, под которые должна была танцевать молодежь. Слушала тщательно. Вникала в смысл. И самых неожиданных местах раздавался ее окрик: «А ну, объясните мне, что это тут имеют в виду? Что это - «Пусть как никогда натянута нить»? Какая это нить? Что за нить? Зачем?» и так далее. Приходилось, сжав зубы, объяснять...

Кстати, именно тогда в черных списках «запрещенных к прослушиванию» были такие, например, группы, как «Наутилус Помпилиус» - они назывались «профашистскими» (?); а «Машина времени» разрешалась к «прослушиванию в одном отделении». Чтобы не очень запоминалась, что ли?

Тогда, конечно, и речи быть не могло о том, чтобы, к примеру, организовать в ДК выставку свободных художников - тетя из строительного профсоюза защищала бы грудью вход в ДК. А сколько «серьезных» вопросов она задала бы!..

В это суровое время появилась в Апатитах Альбина Вишневская, молодой режиссер из Ленинграда. Ее пригласил постройком (профком) треста «Апатитстрой» с целью создания театра миниатюр - такое неожиданное желание появилось у строителей. Театр, действительно, был создан, но просуществовал недолго - всего восемь месяцев.

Причина его скоропостижной кончины была в том, что театр-то был молодежный, актеры - школьники, учащиеся ПТУ. А раз молодежный, значит - очень шумный, веселый. А какое, с точки зрения строителей, может быть веселье в таком серьезном деле, как театр? Актеры шумели, периодически ругались магом, плевались, да к тому же руководителя своего, которой в ту пору шел 24-й год, называли просто по имени, ходили к ней в гости и отмечали с ней праздники. Одним словом, сплошная фамильярность и распущенность! - решили серьезные дяди и тети из постройкома, и быстренько театр прикрыли.

Однако время шло, менялась жизнь и люди, а вместе с ними менялся и Дворец. Появлялись новые творческие коллективы, новая музыка звучала на дискотеках, а руководили Дворцом новые директора. Последний из них - Альбина Викторовна Бережная, та самая, создавшая и проводившая в последний путь незадачливый молодежный театр.

«Тюбетейку я примеряла»

Три с половиной тысячи лет назад на территории нынешнего Таджикистана был построен город Хаджент. Впрочем, в середине двадцатого века он несколько десятков лет носил другое гордое имя - Ленинабад. Имена с таким корнем в эти же годы носили и еще несколько сотен (а может, тысяч) населенных пунктов Советского Союза.

В советский период в Ленинабадской области открыли несколько месторождений урановой руды. Вырыли шахты, создали сеть горно-химических комбинатов, а вместе с ними и несколько городков для рабочих. В одном из них - Чкаловске - родилась Альбина Вишневская.

Ее родители - русские: мама из Костромы, отец родом из Тулы. Они работали на том же урановом производстве. Отец был шофером, он умер восемь лет назад; мама работала до пенсии бухгалтером, её Альбина Викторовна в ближайшее время собирается привезти в Апатиты. Еще у нее есть брат, который живет и работает там же, в Таджикистане.

- Мы никогда не чувствовали какой-то неприязни, антагонизма со стороны местного населения. Таджики - очень мягкий и доброжелательный народ. Очень дружелюбные люди. Мы всегда жили с ними в мире и согласии.

Я совсем недавно ездила к маме, и никто из моих знакомых русских не пожаловался на национальные столкновения с коренными жителями на работе и в обычной жизни. Конечно, руководящие посты в республике, да и директорские кресла на производстве заняли таджики, но ведь так и должно быть.

Впрочем, я ведь жила на севере Таджикистана, а он - более просоветский, прокоммунистический. Я приезжала в этом году к родственникам в ноябре и с удивлением увидела на улицах красные флаги. Народ отмечал годовщину революции!

В школе я училась хорошо. Была активисткой, работала в культмассовом секторе. Вместе с классом ездила и на сбор хлопка. Честно говоря, эта работа очень трудная и тяжелая. Норму - 12 килограммов за смену - не всегда удавалось выполнить даже таджикским детям, не говоря уже о нас, русских. Руки были вечно исцарапаны до локтей; собираешь, собираешь этот хлопок, наберешь огромную кучу, полный передник. Несешь взвешивать - а там и килограмма нет!

Что особенно запомнилось из детства? Конечно, игры. Очень часто во дворе мы играли в театр. Делали занавес, шили костюмы, приглашали публику, конечно же, бесплатно. Помню, ставили сказку «Золушка», я играла добрую фею.

Потом и в школе занималась сценическими постановками. Тогда, помню, меня очень волновало состояние музыкальных инструментов в школах - я всегда поднимала этот вопрос на комсомольских собраниях. Ведь наши пьесы озвучивали "вживую", и ребята, умеющие играть на пианино, всегда говорили: "Опять инструмент расстроен!". А я пыталась исправить положение. Мне очень хотелось научиться играть на фортепиано, но - не пришлось.

- А национальную одежду Вы в юности носили?

- Нет, хотя таджикское платье очень удобное, просторное, и многие русские женщины носили его в сорокаградусную жару. Да и тюбетейку я тоже лишь примеряла...

Север зовет и держит

После южной сорокаградусной жары Альбина Вишневская попала на Крайний Север. Правда, до этого были еще годы учебы в более нейтральном климате.

После школы она попыталась поступить в Ленинградский институт культуры, но не получилось. Альбина пошла к цели другим путем. Она подала документы в Костромское культпросветучилище, чтобы по окончании поступить в институт.

В училище она училась очень хорошо. После выпуска немного поработала в Костромской области в сельском театре и, на этот раз успешно, поступила в Ленинградский институт культуры на режиссерско-балетмейстерский факультет. Пять лет она готовилась стать режиссером массовых праздников, была лучшей актрисой курса, училась с огромным удовольствием.

- Мне вообще нравится учиться. Я вот даже сейчас помогаю сыну в английском, сижу, сижу... А он говорит: «Мама, ты хоть отдохни немножко».

Очень многие её сокурсники сразу после окончания института собирались заняться преподавательской деятельностью. Альбину тоже звали в Клайпеду, преподавать в училище. Однако судьба сложилась иначе...

За полгода до окончания института она приехала на практику в Мурманск. Приехала и буквально влюбилась в Север. Ее, южанку, потрясло все: снега, полярная ночь, моряки... Ужасно захотелось остаться, забылась Прибалтика, но в Мурманске вакансий не нашлось.

Зато были они в Апатитах. Так, окончив институт, Альбина Вишневская получила от треста «Апатитстрой» и работу, и гостинку.

- Мне так никогда и не захотелось уехать отсюда. Чем дольше живу, тем больше мне здесь нравится. К тому же, не Север держит - держат люди, друзья и близкие.

Работа есть работа

Вот уже 18 лет Альбина Викторовна занимается культурой в нашем городе. Работала в отделе культуры при городской администрации, с сентября 1994 года - директор городского Дворца культуры.

- Приняли меня во Дворце неплохо, - рассказывает она. - Поначалу был период адаптации, мы присматривались друг к другу, знакомились. Конечно, многие задумывались над тем, почему это начальник отдела культуры вдруг стала директором ДК, вроде как бы понизили в должности. Ну, а вообще, коллектив очень хороший, работать приятно. Сейчас во Дворце культуры - 76 работников вместе с техническим персоналом. Мы ведь объединились с городским Домом культуры - это еще пять коллективов.

Сейчас, конечно, легче работать, свободнее. У людей есть возможность раскрыться, творчески реализовать себя. Нас никто теперь не учит, как надо петь и плясать.

Что интересно, кружков и коллективов в ДК меньше не стало, наоборот, образовались новые, и все стали богаче по содержанию. Люди не уходят из Дворца, несмотря даже на трудности с финансированием, на сокращение гастрольных поездок. Кроме того, больше стало заниматься молодежи и детей.

Апатитский отдел культуры и ДК всегда проявляли большой интерес к областным мероприятиям. Именно в Апатитах проходит больше всего областных праздников - мы никогда от них не отказываемся - да и уровень культуры к тому же в Апатитах выше, чем в других городах области. Хочется верить, что и в этом есть капля наших стараний.

Многое изменилось с тех пор, как Дворец передали городу. Года два-три назад, когда начался распад треста, «увял» и Дворец. Редко бывали концерты и праздники, работникам задерживали зарплату, они работали по три часа в день, а отсюда - нет настроения работать.

Нетрудно заметить перемены, произошедшие в последнее время. Сейчас, что ни выходные - люди идут во Дворец на концерты, на праздники, на спектакли. Кроме того, у нас прекрасно работает Галерея «М» - открываются выставки, вернисажи. Мы с Галереей дружим уже очень давно, с 1985 года. И мне лично очень нравится живопись Игоря Чайковского - всегда есть повод для размышлений.

Чего нам не хватает наиболее остро? Конечно, денег. Технически ДК еще очень далек от совершенства и современности. Но мы надеемся на лучшее.

Два слова о ней самой

Альбина Бережная - человек болезненно скромный. И, похоже, из тех, кто никогда не повышает голоса. Даже говоря о плохих человеческих поступках, она смягчает резкий смысл сказанного словами: «Наверное, они что-то неправильно поняли?..».

Говорить о себе она категорически отказывалась. Зато ее очень характеризует случай, рассказанный посторонним человеком: лет пятнадцать назад на автобусной остановке она встретила молодого работника ДК. Спросила, как дела, а он ответил - бывшая жена двухлетнего ребенка отдает, а жилья у меня нет. На что Альбина моментально отреагировала: живи, говорит, с ребенком в моей гостинке, а я пока к подруге перееду. Так он пару месяцев у нее и прожил.

У Альбины Викторовны есть любимый муж: "афганец", бывший командир вертолетной части, подполковник запаса и очень хороший хозяин дома. Есть двое замечательных детей: сын и дочь, которых родители учат любить и уважать друг друга.

Альбина Викторовна в редкое свободное время любит читать, причем не беллетристику, а мемуары, документальную прозу. Особенно - о Ван Гоге, ее поражает его неординарное восприятие мира.

По дому ей очень помогает муж (хотя его помощью она старается не злоупотреблять) и дочь, которая в 16 лет уже отличная хозяйка.

Альбина Викторовна печет пироги, торты и делает самый настоящий азиатский плов, который ее семья очень любит.

Сама она - человек терпимый и некапризный. Жизнь принимает всю, такой, какова она есть.

- Мне кажется, что нам немножко не хватает благополучия, достатка. Постоянный страх недоесть и недокупить чего-то мешает нам быть добрее, человечнее. Мне кажется, хорошим людям нужно обязательно говорить о том, что они - хорошие. Если бы мы все любили друг друга чуть сильнее, на земле было бы немножко теплей. Ведь мы так ненадолго приходим в этот мир...

Н. Чернова

Опубликовано: Дважды два. – 1994. – 9 декабря. – С. 7.