Творческий акт
На самом деле, как вспоминают Игорь Клюшкин и Александр Терещук, стоявшие у истоков создания «Галереи», это произошло чуть раньше, в 1986 году, когда они образовали любительское объединение «Мастер». Название было навеяно романом «Мастер и Маргарита», что, в общем, тоже соответствовало духу времени.
- Мы организовывали выставки, читали лекции о новых и забытых направлениях в искусстве, на городских праздниках проводили перформансы и инсталляции, - рассказывает Игорь Клюшкин. - Художественная жизнь была активна. Успешно реализовывалась и коммерческая часть проекта - авторы продавали свои картины.
А потом наступил творческий кризис, когда коммерция перевесила… И тут август 1991-го. Как вспоминает Игорь Клюшкин, 19 августа в Апатитах оказались три художника - он сам, Александр Терещук и Игорь Чайковский. Запомнилось чувство тоски и бесперспективности… И они отреагировали так, как должны реагировать творческие люди: создали серию работ, в которой выразили свое отношение к тем событиям. Так родилась выставка «Живопись времен переворота», которая и стала точкой отсчета для новой арт-структуры - ООО «Галерея М». Буковка «М» это как раз дань памяти объединению «Мастер».
Напоминанием о славном начале служат произведения, которые хранятся теперь в Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге. Творческий энтузиазм тех лет не забылся до сих пор: «атмосфера была полна ожиданий и оптимизма», как вспоминают художники, активной была и выставочная деятельность. Однако возможности спонсоров - местных предпринимателей - скоро иссякли, и спустя какое-то время «Галерея М» стала муниципальной, войдя в состав выставочного отдела Дворца культуры.
- Однако мы сохранили не только бренд, но и творческую свободу, - подчеркивает Игорь Клюшкин.
Многое успели
Восемнадцать лет руководил «Галереей М» Игорь Чайковский.
- Интересный и своеобразный художник, он достаточно причудливо в своем творчестве интерпретировал традиции русского реалистического искусства и приемы русского и зарубежного авангарда, - так характеризуют его профессионалы. Чайковский многое успел сделать: устраивал экспозиции «Галереи М» не только в Апатитах, но и в Мончегорске, Полярных Зорях, Кандалакше, Пскове, художники активно выставлялись и за рубежом. Всего за минувшее время организовано 210 выставок. Во многом благодаря тому, что на страже порядка и бесперебойной работы «Галереи» стоит Маргарита Момотова.
После безвременного ухода из жизни Игоря Чайковского возглавил «Галерею» Игорь Клюшкин, который, уехав в город на Неве, связи с апатитским творческим союзом не потерял. Более того - придал этому содружеству (традиционному, надо сказать, ведь Апатиты с Северной столицей творчески дружат еще с советских времен) наполненность и конкретность. Так, между Дворцом культуры имени Егорова и кафедрой культурологии и искусства ЛГУ, где Игорь Клюшкин работает старшим преподавателем, заключен договор о сотрудничестве, и совместные проекты уже «пошли», например, выставка социального плаката.
Да, многое было за минувшее время: кто перформансы первых лет вспоминает со вздохом (да и вообще «на двадцать лет моложе ведь все были!»), кто экспозиции студенческих работ добрым словом помянет - это недавняя задумка, которая помогает юношам и девушкам разобраться, где же применить свои таланты - вон сколько дорог открыто! Кто - выставки гостей, скажем, «15 картин Андрея Беккера», «Антициклон из Питера», «Бумага.RU» сочинских художников Олега Корчагина, Игоря Максименко, Ольги Егоровой…
Так выставочное пространство на втором этаже библиотеки-музея имени Гладиной, где теперь прочно «прописалась» «Галерея М», стало местом, где ощутимо движение времени и творческого поиска. Знакомятся с новыми веяниями и произведениями своих земляков горожане. Интересно и нужно это и самим авторам, конечно.
- Художники - натуры ранимые, к критике болезненно относятся… Но можно через себя переступить, съесть оплеушку небольшую, ведь иначе просто будешь топтаться на месте, - считает Александр Терещук.
История с продолжением
Сегодня творческое объединение «Галерея М» насчитывает двадцать участников разных возрастов, разных стилистических предпочтений, разной профессиональной выучки, как отмечает Игорь Клюшкин. Это и мэтры - Николай Владимиров, Юрий Городишенин, Александр Герштейн, Александр Терещук, Юрий Коновалов, Валентина Петрова. И представители среднего поколения художников: Ирина Ситдикова, Елена Разумова, нынешние мурманчане Дмитрий Малышев, Дмитрий Новицкий (теперь он возглавляет Мурманскую организацию Союза художников России), Михаил Скоробогатченко. Есть и молодежь - Елена Бушманова, Мария Голубцова.
Всех не перечислить, как невозможно хотя бы кратко обрисовать творческую манеру каждого. Одно можно сказать: они нашли собственный путь. Руку (и кисть) любого «своего» художника апатитчане и кировчане распознают с легкостью. У каждого есть свои почитатели, каждый востребован. Буква «М» по-прежнему оправданна: это галерея, где каждый - мастер.
Итак, все состоялось? Сегодня «галеристы» уверенно говорят - «да». Как и двадцать, как и десять лет назад, каждый получает здесь то, за чем приходит: зритель - знакомство с новым взглядом на мир (а порой хочется сказать - и с новым миром, доселе невиданным), художник - свободу. Да, именно свобода - главное, что получает мастер, творец, и это остается неизменным.
«Галерее М» предстоит долгая жизнь, ведь как бесконечно искусство, так бесконечна и тяга творческого человека к свободе. А коммерческая сторона… Ну, это не про нас. Свободных художников среди «галеристов», в общем-то, нет - каждый имеет какой-то другой постоянный источник дохода, иначе не проживешь. Кстати, во всем мире так. Говорят, в Европе найдется едва ли более пятидесяти художников, которые только кистью зарабатывают себе на хлеб.
А если перевести это на язык конкретики, то в декабре «Галерея М» ждет гостей на новую выставку Александра Герштейна, который решил сопроводить свои картины «гариками» от Игоря Губермана. А в январе горожан ждет экспозиция из Питера «Абстрактная теория цвета».
Зоя КАБЫШ
Опубликовано: Мурманский вестник. – 2011. - 18 ноября.