В Тик-Губу на танцы
В далекие шестидесятые годы поселок Молодежный заканчивался перед нынешним зданием типографии, а на месте сегодняшнего центра города шумел зеленый лес. Целые эшелоны с людьми приезжали к нам на строительство Нового города. Когда проходишь по нему сегодня, то вспоминаешь - вот в этом доме на улице Ленина (тогда она называлась Социалистической) было огромное общежитие, в этом - на улице Космонавтов, 7 - чуть ли не человеческий муравейник. Через наш город, как и через любую новостройку, прошли сотни тысяч людей, но оседало здесь в десятки раз меньше.
Люди работали очень тяжело, но условий для отдыха и проведения досуга не было никаких. Молодежь ходила пешком на танцы (автобусов почти не было) в клуб «старых» Апатитов, в маленький клуб Тик-Губы, в Дом культуры поселка ГРЭС.
Подвалы общежитий, где располагались красные уголки, набивались битком при проведении очень наивных, но весьма популярных в то время диспутов. А люди постарше мечтали о кино и с боем брали кассу старого клуба «Строитель», чтобы посмотреть любую картину...
Будущий Дворец тогда уже строился, но считался по тем временам долгостроем. И никто особенно не верил, что он поднимется так быстро!
Жгли костры как на Таганке.
До сих пор старые работники Дворца жалеют, что не налюбовались первым зданием. Не стало античных масок, прекрасный малый зал давно превратился в балетный репетиционный, а танцевальный, красиво расписанный прибалтийскими художниками, был залит из кинобудки пьяным киномехаником. Открытый дворик, который позже превратился в большой танцевальный зал, послужил нам очень здорово. Особенно в 1967 году, когда, по примеру популярного театра на Таганке, там жгли костры, и пригласительные билеты на небывалый спектакль- феерию артисты, переодетые в революционных матросов, натыкали на штыки.
Удивительно, как много разместилось в том Дворце при его открытии. Три библиотеки, технические и парткабинеты, огромный спортзал и многое другое. Казалось, что осенью 1965 года жизнь всего города переместилась во Дворец культуры. И когда 2 октября 1965 года он был торжественно открыт, только счастливчики получили право занять шестьсот мест в зале.
Выпускник Ленинградского института культуры Геннадий Титов после практики у знаменитого на всю область Марка Исааковича Звягина, тогдашнего директора ДК комбината «Апатит», первым возглавил работу нового, самого красивого на Кольском полуострове Дворца культуры. В те годы по этому же проекту были построены дворцы в Ковдоре и Заполярном.
Известие об открытии нового ДК в Мурманской области докатилось до Москвы. Именно в те годы молодежная труппа Большого театра Союза ССР решила стать нашим шефом. В это трудно сейчас поверить, но на сцене апатитского Дворца культуры трижды выступали артисты главного театра страны!
И как же мы гордились, когда в одном из таких концертов партию флейты исполнил первый художественный руководитель ДК, заслуженный артист республики Анатолий Супер. Вскоре коллектив Дворца привык к повышенному вниманию и даже не особенно удивился, когда Майя Плисецкая прислала в ДК свои балетные туфли с автографом. К сожалению, впоследствии их кто-то попросту выбросил.
Маэстро играл и читал книгу.
Жизнь во Дворце закипела, когда на должность руководителя массового отдела пришел ныне покойный Анатолий Рудин, позже ставший директором Дворца. Как он любил и лелеял самодеятельность! Он руководил танцевальным коллективом и агитбригадой, был блистательным конферансье.
А какие интересные тематические вечера-спектакли стали проводиться с приходом талантливого москвича Иосифа Раппы! Это был удивительный чтец-декламатор, которого часто приглашали выступать и на Мурманскую телестудию.
И Рудин, и Раппа были очень творческими людьми, хотя и очень разными. Но в истории Дворца хватало и тех, кто руководящих должностей добивался с помощью партийных билетов, они не столько помогали, сколько мешали делу. Время показало, что это были случайные люди.
Старые интеллигенты охали от восхищения, когда слушали игру нашего аккомпаниатора Петра Ивановича Чернова. Он часто играл на танцах, и каково было удивление молодых, когда они видели на пюпитре его рояля не ноты, а... обыкновенную книгу. Маэстро читал ее, одновременно лихо исполняя свою партию.
Личность необычайно яркая, воистину русская Надежда Васильевна Стрельникова совсем юной приехала с далекой Кубани на Север. Эта девушка не могла жить без танцев и песен! Сразу же записалась в танцевальный коллектив поселкового клуба «Строитель». Старожилы хорошо помнят лихие пляски этого коллектива. Через два десятилетия Надежда Васильевна пришла работать уже во Дворец культуры строителей. И хотя она заведующая хозяйством нашего Дворца, но художественная натура ее не знает покоя. Сколько интересных ролей сыграно ею в театральном коллективе, Как уверенно ведет она вечера для пожилых людей! Как необычно бывает убрана сцена Дворца в торжественные дни! Однажды, отойдя от привычных канонов, Надежда Васильевна украсила ее полевыми цветами. Зрители были в восхищении.
Коллектив Дворца помнит о необыкновенных людях, которые были в его истории. Владимир Лукич Чалый - именно он подарил нам пиршество прекрасной музыки, когда устраивал джазовые фестивали. Трудно поверить, но благодаря ему на нашей сцене в течение трех дней выступала джазовая певица Валентина Пономарева.
Балетмейстер Геннадий Курнукович. Это был прекрасный танцор и трудоголик, сутками не выходивший из Дворца. Благодаря таким, как он, самодеятельные коллективы ДК объездили с концертами Северо-Запад страны, выступали по Интервидению.
Гордостью и славой нашего ДК всегда был и останется ансамбль «Заполярье». Ему чуть меньше лет, чем Дворцу, но сколько же людей прошло через него! Сегодня коллективом успешно руководит Сергей Семерихин.
Недолго проработала у нас, но навсегда осталась в памяти рано ушедшая из жизни Тамара Николаевна Шампарова. Любой областной вечер трудовой славы или тематический вечер она умела провести как никто другой. В те годы в стране стали популярными вечера «Для тех, кому за 30». Организовывались они еще робко, но Шампарова умудрилась затащить на них всех киноартистов съемочной группы Владимира Басова. Hи перед кем не робела!
Когда-то Ленинградский институт культуры прислал к нам двух своих выпускниц. Мы знали, что они составляли гордость института. Одной из них была Татьяна Карташова, нынешний руководитель фольклорного ансамбля «Долинушка», который сегодня хорошо известен в Мурманской области и в соседней Скандинавии.
Великие имена.
Трудно поверить в то, что на сцене Дворца культуры выступали народный артист Василий Меркурьев и его жена, теперь уже бывший режиссер Пушкинского театра Ирина Мейерхольд, Бруно Фрейндлих, Игорь Горбачев. Два дня здесь танцевал Махмуд Эсамбаев. Много раз выступали Северный, Воронежский, Сибирский, Уральский и Рязанский хоры. Не было только хора имени Пятницкого, но только потому, что он не мог бы разместиться на нашей сцене. Областные драмтеатры, ансамбль Северного флота не только показывали в Апатитах свои программы, но проводили здесь мастер-классы с самодеятельными артистами Дворца.
Сегодня наш Дворец культуры - одно из немногих городских учреждений, занимающихся развитием творческих любительских коллективов, проведением вечеров отдыха, концертов. Выставка «Каменный цветок» и «Заполярный бал», которые ежегодно проходят в стенах нашего Дворца, известны далеко за пределами Мурманской области.
Альбина Бережная
Директор Дворца культуры Апатитов
Опубликовано: Хибинский вестник. – 2001. – 22 августа. – 20.