Муниципальное автономное учреждение
«Апатитский городской Дворец культуры имени Егорова В.К.» (МАУ АГДК)

Доступная классика

О том, что балет – тяжелый труд, напомнил лишь приглушенный стук пуантов во время «приземления» артистов с невесомых жете, ассамблее и гранд батманов, в целом казалось, что артисты выделывают па без особого труда. 8 февраля труппа Русского национального балета представила на сцене Апатитского ДК «Лебединое озеро».

- Начать знакомство нам хотелось именно с этой постановки, ведь каждый уважающий себя человек мечтает хоть раз посмотреть «Лебединое озеро», - поведал нам администратор труппы Максим. – Еще и потому, что этот спектакль – визитная карточка русского классического балета. Постановка вот уже 135 лет увлекает зрителей всего мира красивой историей любви принца Зигфрида и красавицы Одетты. Сюжет «Лебединое озеро» известен и в особой презентации не нуждается, а о московской труппе Русского национального балета Сергея Радченко стоит рассказывать подробнее. Она создавалась около 20 лет назад и изначально задумывалась с проекцией на длительные гастрольные туры. В труппе 32 человека, они всегда ездят на гастроли в автобусе. Вместе с артистами по стране и за рубежом колесит большой грузовик, полный костюмов и декораций. В репертуаре труппы представлены многие знаменитые балетные шедевры – все в классических постановках.

Автор фото Валентин Жиганов

- По регионам России гастролируем 2-3 месяца в год, в остальное время – за рубежом, - говорит Максим. Балет в Европе и Америке очень любят, особенно «Щелкунчика» и особенно под рождество. Наши гастроли расписаны уже до декабря этого года. Причем в Америке танцуем не только в мюзик-холлах и на концертных площадках, но и в школах, и на расколоченных подмостках. Цена билетов на наши выступления в России, и за границей почти одинакова. Российская публика – в основном люди невысоким достатком: либо пенсионеры, либо молодые родители с детьми. Это было видно и по апатитскому зрителю, и в Полярных Зорях, Мурманске, где мы только что побывали. А за границей невозможно взвинтить цены из-за серьезной конкуренции среди балетных трупп.

Автор фото Валентин Жиганов

В разное время в труппе блистали ведущие солисты Большого, Мариинского, Пермского театров. Сейчас русскую школу в коллективе одинаково хорошо отрабатывают не только русские, но и казахские танцовщики и даже японская балерина. В труппе есть постоянные участники и приглашенные. Например, основное место работы солиста Михаила Михайлова, исполнителя партии Зигфрида, - Московский театр балета классической хореографии, а солистка Марианна Чемалина – прима Чувашского государственного театра оперы и балета. Она исполнила две главные роли: заколдованную Одетту (белого лебедя) и ее соперницу Одиллию (черного лебедя). Балерина оттанцевала свои партии безукоризненно, зрители не раз выкрикивали «браво», особенно на па-де-де из третьего акта, так называемом черном адажио, в котором черный лебедь крутит 32 фуэте. «Браво» звучало и в адрес Павла Бочковского (Шута), без устали крутившего фуэте, и Александра Даева (Злого гения): он буквально парил над сценой. А чего стоил танец маленьких лебедей, узнаваемый с первых же тактов.

Автор фото Валентин Жиганов

- Несмотря на кажущуюся несерьезность, это очень трудный в техническом отношении номер, требующий исключительной четкости движений и синхронности, - говорит Александр Даев, зам. художественного руководителя театра, главный репетитор-хореограф. – В целом спектакль «Лебединое озеро» - один из самых сложных. За один показ артисты теряют по несколько килограммов.

К тому же танцоры столкнулись с некоторыми трудностями на апатитской сцене. Выяснилось, что в первом акте они не слышали музыку, поэтому иногда с трудом попадали в финальные аккорды. Зато их обрадовало специальное напольное покрытие сцены, которое помогло буквально порхать в пуантах.

Ошибки в первом акте заметили только придирчивые зрители, в целом представление апатитской публике понравилось, хотя и удивил нетрадиционный финал.

- От версии, которую дают сейчас в Большом театре, «Лебединое озеро» в исполнении «Русского национального балета» отличается только отсутствием танца умирающего лебедя и хэппи-эндом, отмечает администратор труппы. – Надеюсь, зрителям понравилось представление, а мы хотим вернуться в Апатиты осенью со «Спящей красавицей».

Н. Котляренко

Опубликовано: Хибинский вестник. – 2013. - 14 февраля.