Нынешний ее статус - выставочный отдел городского Дворца культуры. Зарождалась же она не в 91-м, как официально считается, а в конце 80-х, когда вышел закон об общественных объединениях. Тогда-то и образовалась творческая галерея «Мастер» - теперь от этого названия осталась только буква «М». Вдохнув воздух свободы, живописцы в прямом смысле вышли на улицы: там отмечали день художника, устраивали представления - то, что сейчас называется хеппенингом. А потом все это превратилось в лавочку по распространению картин, вспоминает один из организаторов «Галереи М» Игорь Клюшкин. В то время он был апатитским художником, нынче уже питерский. Преподает в Ленинградском университете имени Пушкина. Кроме того, после смерти Игоря Чайковского, бессменного руководителя «Галереи», - еще и ее куратор.
Нужно ли это городу и самому творческому люду? Безусловно. Через экспозиции в «Галерее» прошли работы множества авторов, в том числе из Кировска, Кандалакши и Мурманска. В последние годы наладилась тесная связь с городом на Неве - благодаря Игорю Клюшкину стали появляться и питерские коллеги по цеху. А заодно новые веяния. Пока в виде информации к размышлению.
Так, в свой 19-й день рождения местные художники собрались не только, чтобы отпраздновать это событие, но и обсудить подготовку к 20-летию. Оно будет отмечаться следующей осенью, как планируется, выставкой в областном художественном музее. А заодно решили посмотреть, чем живет нынче искусство - о наглядной стороне позаботился Клюшкин, привезя фотографии с нескольких питерских и московских экспозиций.
- Недавно в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в России частный музей современного искусства «Эрарта» (эра арта, если расшифровать) - огромное пятиэтажное здание бывшего научно-исследовательского института, которое выкупил какой-то бизнесмен, - рассказывает Игорь коллегам. - Открытие происходило дивно, сопровождалось перформансами на темы картин. Если работа про пионеров, значит, рядом ходят молодые ребята в красных галстуках и дудят в горны. Можно было встретить и фавна с подобием фигового листочка. Так организаторы доказывали, что полотно можно не только монотонно разглядывать, а активно входить в сам контекст произведения. Не знаю, что из этого удастся использовать здесь. Не нужно, наверное, в такой радикальной форме, но все же стоит пытаться идти к тому. Сейчас покажу работы, представленные на премию Василия Кандинского. Я был на этой выставке в Москве и могу сказать: живописи в традиционном понимании, традиционного «соло» уже нет.
На экране проектора сменяют друг друга статуи из обработанного строительным феном полиэтилена, чтобы он оплавился, декорированные опять-таки полиэтиленом пространства, инсталляции из электронных часов, причем на каждом из приборов посекундно зафиксировано время - такая своеобразная «картина дня» во временн?м выражении.
- Многие считают, что постмодернизм - не искусство, а его разрушение, - подхожу к Игорю после просмотра этих головокружительных сюжетов.
- Мы находимся внутри процесса. Движемся в нем со своим старым запасом и только по прошествии времени сможем объективно взглянуть на все, что происходило в эти годы, - отвечает он.
- Вы считаете, нужно делать что-то качественно иное, чем прежде?
- Качественно иное трудно, но, как говорится, стоит оптимизировать процесс.
- Интересно, что под оптимизацией понимают художники?
- Саму подачу произведений. Призывать зрителя «разглядывать искусство» - вот наша основная задача сейчас, и для этого требуются особые усилия.
Кстати, Клюшкин причисляет себя не к радикальным постмодернистам, а к фантастическим реалистам. И поясняет, что имеет в виду реализм, который не отражает какую-то определенную идею (как у передвижников, например), а средствами живописи иллюстрирует все проявления жизни. Сейчас вместе со своим другом и коллегой Алексеем Долгушиным Игорь занимается подготовкой экспозиции «Живописный драйв» - это попытка на полотнах передать музыкальные впечатления. Собраны уже более сорока работ из разных городов России, а сама выставка пройдет в питерском центре имени Сергея Курехина. Возможно, потом ее увидят и апатитчане - в «Галерее М».
Что ж, идею об интерактивном пространстве для взаимодействия искусства и зрителя вряд ли стоит отвергать. Главное, чтобы на корабль современности не забыли взять то, что горожане успели оценить и полюбить за последние двадцать лет. Впрочем, тут стоит положиться на консервативные традиции провинции. Обнаженные фавны нам вряд ли грозят. А вот живописный драйв - почему бы и нет?
Опубликовано: «Мурманский вестник». – 2010. – 01 декабря.