Формализм — это отказ от точного, буквального изображения в угоду выразительной художественной форме. Автор - супрематист, работая над картиной, графическим листом, расставляет акценты на таких понятиях как «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение», в то время как авторы, приверженцы традиционных художественных приемов, работают с понятиями «контекст» и «содержание».
Общеизвестно, что центральной фигурой авангарда начала ХХ века является Казимир Малевич. Он является создателем и теоретиком супрематизма, основоположником одного из самых радикальных течений беспредметной живописи. Михаил Герман, известный петербургский искусствовед писал: «Малевич стремится в своих супрематических композициях создать мир, лишенный тепла и страсти, мир гармоний вне времени и противоречий».
«Черный квадрат», созданный в лучших традициях супрематического искусства, является архетипом «искусства как такового», искусства живописи со стороны чистой формы. «Черный квадрат», как и основные элементы суперматизма: квадраты, круги и кресты, предназначались стать «альфой» и «омегой» нового и главного изобразительного кода грядущей культуры. По мнению С. О. Хан-Магомедова, «Малевич одним из первых нащупал те предельно простые стилеобразующие элементы, которые стали основой стиля ХХ века. Конечно, не все элементы стилеобразующего ядра, но одни из важнейших». Пожалуй, супрематизм следует рассматривать как проектную технологию, родившуюся в 20-х годах ХХ века, иногда явно, а подчас скрыто используемую все столетие, как последователями, так и противниками течения. Огромный вклад был внесен Казимиром Малевичем в проектную идеологию современного дизайн-мышления, являясь во многом первичным элементом, из которого родились современная архитектура и дизайн. Наша выставка ставит своей задачей выявить стилеобразующие элементы, идущие от объектов вековой давности в современное дизайн-проектирование. Исследовать контекст функционирования объектов, в которых проявляются явные черты супрематизма в современной культурологической ситуации. Привлечь внимание, как молодых дизайнеров, так и представителей старшего поколения к формальной стороне создания объектов дизайна представляется весьма актуальным в нынешней визуальной ситуации, когда довольно часто городскую среду наполняют весьма непрофессиональные объекты «гламурного» дизайна. «100 лет Черному Квадрату» - это даже не совсем выставка, скорее показ работ, присланных на конкурс, посвященный столетию этого важного художественного, культурологического и философского события. В декабре 1915 г. в Петрограде на футуристической выставке «0,10» была показана целая серия супрематических произведений, в том числе и ставший впоследствии знаменитым «Черный Квадрат». Выставка 1915 г. проходила совсем недалеко от Креативного пространства СПб Союза дизайнеров «Мойка,8» в галерее на углу Марсова поля и Миллионной. Наш конкурс стоит в одном ряду со многими другими событиями, происходящими в канун 100-летия Черного Квадрата. Выставки проходят в Швейцарии, Германии, Беларуси, Польши и других странах, связанных с Казимиром Малевичем. География конкурса довольно обширна: Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону, Ижевск, Калининград, Минск, Витебск, Москва. На выставке в апатитской «Галерее «М» представлены плакаты, показанные в экспозиции, проходившей в декабре 2015 г. в Креативном пространстве Санкт-Петербургского Союза дизайнеров «Мойка,8». Игорь Клюшкин - куратор выставки, председатель секции теории и педагогики дизайна СПб Союза дизайнеров. Художественный руководитель «Галереи «М»